| ШВЕЙЦЕР, АЛЬБЕРТ (Schweitzer, Albert) (1875–1965), теолог, философ,
музыкант и врач. Родился 14 января 1875 в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в
те годы территория Германии) в семье бедного лютеранского пастора.
Детство провел в деревушке Гюнсбах в долине Мюнстера (близ Кольмара), с
раннего возраста учился игре на органе, посещал реальное училище в
Мюнстере, гимназию в Мюльхаузене. В 1883 поступил в Страсбургский
университет, где слушал лекции В.Виндельбанда. По окончании университета
защитил диссертации на соискание степеней доктора философии (1899) и
лиценциата теологии (1900). Габилитационную (т.е. дающую право на
преподавание) работу по теологии защитил в 1902. Во время учебы
регулярно наезжал в Париж, где брал уроки игры на органе и фортепьяно. В
Страсбурге много играл на органе в церкви св. Вильгельма. Увлекался
музыкой И.С.Баха и Р.Вагнера. Играл на органах в Берлине, Париже и
других европейских городах. В 1902 был назначен помощником приходского
пастора в Страсбурге, а в 1903 возглавил фонд св. Фомы. Занимался
преподавательской деятельностью, читал лекции о Шопенгауэре, Гартмане,
Зудермане, Гёте, Ницше и других мыслителях. Опубликовал на французском
языке труд И.С.Бах – музыкант и поэт (J.S.Bach, musicien-poиte, 1905), в
1908 вышло переработанное и расширенное издание на немецком языке под
названием Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach). Эта книга, а
также История исследования жизни Иисуса (Geschichte der
Leben-Jesu-Forschuung, 2-е издание 1913; первое издание вышло в 1906 под
названием От Реймаруса до Вреде (Von Reimarus zu Wrede) принесли ему
широкую известность.
В автобиографии, вышедшей в 1931, Швейцер писал: «Однажды утром в
Гюнсбахе я сказал себе, что до тридцати лет считаю себя вправе читать
проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу
себя непосредственно служению людям». Швейцер никогда не участвовал в
«общественной» деятельности, мыслил себя вне существующего реального
мира и не стремился его изменить; он создал собственную картину мира –
такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными
представлениями. К тому времени, когда Швейцер достиг 30-летнего
возраста, он был известным теологом, педагогом и проповедником,
признанным знатоком И.С.Баха и органостроения. Тем не менее он оставил
свои любимые занятия и приступил к изучению медицины. На долгие годы его
лозунгом стало: «Сначала я должен вылечить людей, а уж затем нести им
слово Божье». Окончив курс на медицинском факультете Страсбургского
университета (1905–1912), Швейцер получил степень доктора медицины
(1913, тема диссертации – Психиатрическая оценка личности Иисуса) и,
собрав минимальные средства на организацию санитарной станции,
отправился в Африку. В 1913 ему удалось создать больницу в селении
Ламбарене на реке Огове во французской колонии Французская
Экваториальная Африка (в провинции Габон, в ту пору Французское Конго,
впоследствии – Республика Габон).
Во время Первой мировой войны как эльзасец, а следовательно
германский подданный, был интернирован и отправлен в лагерь во Францию. В
1918 – после перехода Эльзаса – Лотарингии в состав французского
государства – Швейцер принял французское гражданство. Некоторое время
выступал с органными концертами и лекциями в Европе, собрал средства,
позволившие ему расплатиться с долгами, поправил пошатнувшееся во
французских лагерях здоровье, возобновил работу над философскими
трудами. Особенно популярным Швейцер был в Швеции, где на его лекции
стекалось множество людей со всех концов страны. С этого времени начался
своеобразный «культ Швейцера», благодаря которому на протяжении многих
лет удавалось поддерживать деятельность больницы в Ламбарене. Экономии
средств способствовал подчеркнуто спартанский образ жизни Швейцера. В
1923 вышла начатая еще в Габоне книга Культура и этика, в которой
мыслитель высказал главную свою идею.
Анализирую современное состояние европейской культуры, Швейцер
задался вопросом, почему мировоззрение, основывающееся на
жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в
безнравственное. «Это можно объяснить только тем, что мировоззрение это
не имело подлинных корней в теоретической мысли. Идеи, породившие его,
были благородны, эмоциональны, но не глубоки. Они не столько доказывали
факт связи этического начала с началом жизнеутверждающим, сколько
интуитивно улавливали его. Поэтому, поддерживая жизнеутверждающее и
нравственное начало, теоретическая мысль не исследовала по-настоящему ни
того, ни другого, ни внутренней связи между ними».
Идеей, объемлющей и жизнеутверждение и этику, стало швейцеровская
концепция «благоговения перед жизнью», памятником которой стала
выстроенная в Ламбарене фактически собственными руками философа
больница. Швейцер писал: «Я – жизнь, которая хочет жить, в гуще других
жизней, которые хотят жить». Следующее из этого «жизнеутверждение его
духовный акт… в ходе которого человек перестает жить как придется и
начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную
ценность». «В то же время человек, отныне ставший мыслящим, испытывает
потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и
к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом
считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня
жизнь, способную к развитию; злом – уничтожать жизнь, вредить ей,
подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный
принцип этики».
Среди других трудов, в которых он развивал эту идею, – Упадок и
возрождение культуры. Философия культуры (Verfall und Wiederaufbau der
Kultur. Kultur und Ethik, 1923); Мистика апостола Павла (Die Mystik des
Apostels Paulus, 1930); автобиография Швейцера Из моей жизни и моих
мыслей (Aus meinem Leben und Denken, 1931); Мировоззрение индийских
мыслителей. Мистика и этика (Die Weltanschauung der indischen Denker.
Mystik und Ethik, 1935).
Швейцер по-своему прагматично замечал, что «личный пример – не просто
лучший метод убеждения, а единственный». Нередко его способность
убеждать, заставлявшая людей жертвовать порой значительные суммы на
поддержку больницы, вызывала раздражение и обвинения в саморекламе,
желании сотворить из себя символ милосердия. В какой-то момент к нему
приклеили ярлык «монстра милосердия». В феврале 1924 мыслитель вновь
отправился в Африку. Полностью разрушенную больницу пришлось строить
заново и в другом месте, однако на этот раз у Швейцера было больше
добровольных помощников. Вскоре прибыло несколько врачей и медсестер из
Европы. Все, кто прибывал в Ламбарене, отказывались получать жалованье
или какое-либо другое вознаграждение. К 1927 была выстроена новая
больница, которая могла принять гораздо большее количество больных.
Вскоре селение Ламбарене приобрело мировую известность, а Швейцер с
горечью констатировал, что «истину тоже приходится организовывать».
В июле 1927 Швейцер вернулся в Европу, где продолжил чтение лекций и
концертную деятельность. В Европе его ожидало признание, присуждение
почетных премий и званий крупнейшими университетами. На Гётевскую премию
Швейцер построил дом в Гюнсбахе, который стал местом отдыха персонала
Ламбарене, а впоследствии мемориалом мыслителя. В течение 1930-х годов
он неоднократно выезжал в Африку, следя за постоянно расширявшейся
больницей, превратившейся в крупный лечебный стационар. Несмотря на
тяжести военного времени, больница Швейцера пережила Вторую мировую
войну, продолжая работать в прежнем режиме. Швейцер смог вернуться в
Европу только в 1948, пробыв в Ламбарене десять долгих лет. В 1949 по
приглашению Чикагского университета посетил США. В 1950-х годах
мыслитель начал пользоваться поистине мировой известностью – его именем
называли учебные заведения, улицы и даже корабли. В 1953 Швейцер стал
лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, на полученные средства
построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В 1957 выступил с
«Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания
ядерного оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об атомной
угрозе. После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене,
больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего
мира. |