Эмпедокл
|
ЭМПЕДОКЛ (ок. 492 – ок. 432 до н.э.) –
древнегреческий философ, поэт, врач, политик и религиозный деятель. Родился в
г. Акраганте на Сицилии. Детали биографии, сообщаемые в истории философии Диогена
Лаэртия представляют собой, преимущественно, античные легенды.
Большая часть информации черпается из его собственных сочинений – поэм О
природе и Очищения, известных по фрагментам. Аристократ по рождению,
в политике Эмпедокл был сторонником демократии, был известен как врач. В
философии сочетал элементы ионийской натурфилософии (О природе) с
орфико-пифагорейским учением о душе (Очищения).
Как
мыслитель Эмпедокл испытал влияние предшествующей натурфилософской традиции (Милетская
школа), пифагорейской философии и математики, а также религиозных культов. Его
плюралистическая система первоначал, с постулированием четырех основных
элементарных форм материи, явилась философским ответом на критику монистических
космогоний со стороны Парменида,
как и все позднейшие системы подобного типа. Она была призвана прежде всего
объяснить наблюдаемое разнообразие и подвижность природы (вопреки тезису
Парменида о едином неподвижном бытии).
|
В учении
Эмпедокла в качестве начал космоса были названы четыре традиционные стихии
ионийской физики – огонь, воздух, вода и земля, именуемые им «корнями всех
вещей». Эти начала вечны и неизменны, все же изменения видимого мира происходят
благодаря их сочетанию друг с другом под воздействием двух фундаментальных сил
притяжения (Любви, «Филии») и отталкивания (Вражды, «Нейкос»). Таким образом,
как и Парменид, Эмпедокл полагал, что переход из небытия к бытию (и обратно)
невозможен, «рождение» и «гибель» – лишь неточные имена, за которыми стоит
механистическое «соединение» и «разъединение» вечных элементов. Для обозначения
элементов, как и движущих космических сил, у Эмпедокла используется
мифологический язык: огонь – Зевс, воздух – Айдоней, вода – Нестида, земля –
Гера.
В космогонии
Эмпедокл был сторонником теории циклов, в которых сменяется то господство
«любви», то господство «вражды». Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы:
1. эпоха «любви» – все элементы слиты воедино, образуя однородный неподвижный
«шар»; 2. «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя
разнородные элементы и соединяя однородные; 3. «любовь» возвращается,
постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4. фаза
возникновения живых существ, в свою очередь, распадается на 4 ступени: 1) отдельные
члены, неспособные соединиться в организм; 2) неудачные соединения членов –
монстры; 3) бисексуальные существа, неспособные к половому размножению; 4)
полноценные животные. Согласно этой теории происхождения видов, каждая новая
ступень «вырастает из земли».
Большое
влияние на последующую греческую философию (особенно, на атомизм) оказала
теория ощущений Эмпедокла: от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются
материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и
истечений» имела у него универсальный характер и объясняла также физические и
физиологические процессы.
Часть поэмы О
природе была посвящена описанию сферы божественного. По Эмпедоклу, бог не
доступен чувственному познанию, его можно лишь созерцать умом; облик бога не
антропоморфен, он есть «дух, святой и несказанный, обегающий весь космос
быстрыми мыслями».
В поэме Очищения
Эмпедокл повествует о судьбе живых существ, излагает учение о грехопадении
души, ее перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и
освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны. Сущность, которая
участвует в круге перерождений, – не душа (как у пифагорейцев и Платона), а
«демон» (божество). Сам Эмпедокл сообщает, что был раньше мужчиной и женщиной,
рыбой, птицей, зверем. По легенде, он окончил жизнь, бросившись в жерло вулкана
Этна. |